За всю историю игровой индустрии у самостоятельных разработчиков (да и разработчиков вообще) не было доступа к столь объёмному массиву ресурсов, как в наше пора. И, пожалуй, впечатляет здесь сильнее всего то, что многие из них совсем бесплатны. Это и будет темой данного руководства, которое подготовили GameFromScratch – детальный разбор бесплатных инструментов для всех аспектов игровой разработки.

Я не буду затрагивать всё, что лишь можно – не хочу озадачивать читателей безграничным выбором. Однако, хотелось бы озарить все «величайшие хиты», так что, если по вашему мнению в моём списке не хватает достойных программ, дайте ведать в комментариях.

Руководство актуально на 2016 год и будет обновляться.

В первую очередность надо уточнить, что речь не обязательно будет идти о программах, разносимых совершенно свободно, хотя этот момент я буду помечать. Главным критерием отбора является возможность бесплатно приступить разработку и довести её до конца. Возможно, оплата потребуется по достижении установленного порога прибыли (и лично на мой взгляд, это совершенно честная бизнес-модель) или могут быть различные уровни доступа, включающие полностью бесплатный – если он позволяет торговать свои творения, программа попадает в список. Несмотря на вероятное наличие премиум-версий определённого софта, в этом руководстве я вечно буду ссылаться на бесплатные.

Графика

В этом разделе мы рассмотрим все основные оружия для создания игровой графики, как 2D, так и 3D.

2D

Из широкого ряда приложений для труды с двумерной графикой можно выделить те, что специализируются на создании и анимации спрайтов, и универсальные, назначенные для обработки и рисования изображений.

  • Paint.Net – Windows
    Великолепная, несложная в использовании программа для рисования с сотнями доступных плагинов, поддержкой слоёв и массой прочих возможностей. Беспорочно говоря, для меня это номер один в плане базовой труды с изображениями. Приложение работает только в Windows.
  • GIMP – Различные платформы – Открытое ПО
    Пожалуй, наиболее подходящая альтернатива Photoshop из числа отворённых программ. Это мощный софт с громоздким интерфейсом – к счастью, созидатели работают над его оптимизацией.
  • Inkscape – Разные платформы – Открытое ПО
    Inkscape выделяется от других программ в нашем списке тем, что это векторное, а не растровое приложение. Редактор трудится по аналогии с Adobe Illustrator или Flash и очень полезен для создания изображений, не зависящих от позволения.
  • Krita – Linux/Mac/Windows – Открытое ПО
    Это открытое приложение, с упором на рисование, как в коммерческих продуктах вроде Corel Painter. Однако, в заключительных версиях там добавили поддержку анимации и текста, так что программа становится всё немало и более полезной для игровой разработки.
  • ASEprite – Windows/Mac/Ubuntu
    Приложение для создания и анимации 8/16-битных спрайтов. Есть поддержка рисования, слоёв, «восковки», фиксированных палитр, генерации спрайт-листов и многое иное.
  • GratfX2 – Разные платформы – Открытое ПОВ былые поры была такая программа Deluxe Paint, в которой делалось 99 % всей игровой графики. GrafX2 – это отворённая версия того приложения.
  • Piskel – Mac/Linux/Windows/Web – Отворённое ПО
    Piskel – ещё один редактор, сосредоточенный на пиксель-арте, однако он по-своему уникален доступностью в браузере убранству с оффлайн-версией. Поддерживает слои, палитры, покадровую анимацию и прочее.
  • JPixel – Различные платформыТехнически приложение не бесплатное, его цену вы определяете сами, однако она может быть равновелика $0. Это редактор для пиксель-арта с анимацией, тайлсетами, палитрами и массой других функций.
  • GraphicsGale – Windows
    Бесплатная версия этой программы по созданию ограничена только форматами экспортируемых файлов. Но работает она лишь в Windows. Предлагает практически всё, чего вы можете ожидать от редактора пиксель-арта.
  • ShoeBox – Adobe Air
    Программа назначена для работы с изображениями/спрайтами/текстурами. Пригодится для создания текстур из готовых картинок, разбиения анимации на последовательность спрайтов, создания изображений 9-patch и прочего. Это утилита, а не пакет для создания графики, как большинство иных программ в списке. Для работы требует среду Adobe Air.
  • TexturePacker – Mac/Windows
    TexturePacker от CodeAndWeb – это утилита для создания спрайт-листов. Как и ShoeBox, не умеет основывать или модифицировать изображения. В бесплатной версии закрыт доступ к кой-каким продвинутым функциям.
  • DragonBones – Windows/Mac
    Выделяющаяся среди этого списка система 2D-анимации, позволяющая использовать скелетную IK-анимацию для контроля и анимирования двумерных изображений. По функционалу вылита на Creature, Spriter и Spine, только полностью бесплатна. В комплекте присутствуют окружения выполнения для проигрывания анимаций в различных игровых движках.
  • OpenToonz – Windows/Mac
    Отворённая реализация Toonz, изначально разработанной Studio Ghibli и использовавшейся в труду над «Принцессой Мононоке». Программа находится в абсолютно свободном доступе, устремлена в первую очередь на создание фильмов, но в прошлом применялась в разработке кое-каких игр. Непроста в освоении.
  • TileCraft – Windows/Mac/Linux – Открытое ПО
    Необычная программа, где можно основывать 2D-спрайты, работая с 3D-объектами. Вы объединяете и деформируете разные трёхмерные конфигурации для получения более комплексного двумерного изображения. Интересный подход, отворённый исходный код, но, к сожалению, программа не обновлялась уже больше года.

3D

За большинство мощных пакетов придется уплатить, но есть и альтернативы, которые могут дать фору коммерческим.

  • Blender – Большинство перронов – Открытое ПО
    Определённо самый масштабный бесплатный 3D-пакет, при этом с отворённым исходным кодом и на удивление полнофункциональный. Моделирование, скульптинг, анимация, симуляция физики, рендеринг и композитинг – всё доступно в одной программе. Это весьма мощный софт, но и учиться работать в нём непросто.
  • Daz Studio – Windows/Mac
    Это 3D-пакет с упором на создание персонажей. Невообразимо прост в использовании, полностью бесплатен, создатели зарабатывают на торговле моделей, костюмов для них и прочего. По масштабам и функциональности похож на приложение Poser, у какого нет бесплатной версии. Предупреждаю, что на указанную при регистрации почту будут спамить.
  • Dilay – Windows/Linux – Отворённое ПО
    Это бесплатный инструмент для 3D-скульптинга с открытым кодом, похожий на Mudbox, Sculptris и ZBrush.
  • MagickaVoxel – Windows/Mac
    Даровой воксельный редактор. Воксели выступают альтернативой традиционным стрельбищам, формируя трёхмерные объекты из блоков. Наиболее популярным образцом воксельной игры можно назвать Minecraft, хотя и до неё подобных образчиков было немало.
  • Mixamo/Mixamo Fuse – Windows
    Mixamo – это огромная база анимаций и комплект инструментов для их привязки к трёхмерным моделям. Mixamo FUSE – это редактор моделей персонажей с интерфейсом, вылитым на игровой. Он был приобретён Adobe и сейчас распространяется абсолютно даром. Возможно, это простейший способ создания трёхмерных персонажей и наверняка простейший способ их анимирования.
  • PolyBrush – Windows
    PolyBrush – один-единственное в своём роде приложение для создания 3D-эскизов, где вы просто «пишете» комплексные трёхмерные формы. В бесплатной версии есть отдельный ограничения (один слой, 8 шагов отмены операций, невозможность сохранения пятерней), но она вполне функциональна.
  • Sculptris – Windows/Mac
    Бесплатный инструмент для скульптинга от Pixologic, созидателей ZBrush. Активно разрабатывать его уже перестали, но Scultpris отлично подходит для первых шагов в скульптинге, а готовые труды можно экспортировать и использовать в том же Blender.
  • Wings 3D – Большинство перронов – Открытое ПО
    Замечательное приложение для 3D-моделирования, построенное вокруг идеи «крылатого» понятия полигонов. Позволяет быстро и достаточно просто создавать трёхмерные модели. К сожалению, по всей видимости разработка прервалась. В последние годы инструменты моделирования в Blender значительно улучшились, потому значимость Wings постепенно сходит на нет.

Звук

Область, в какой я наименее компетентен; ниже представлены бесплатные средства для создания и редактирования звука – от эффектов до фоновой музыки.

  • Audacity – Windows/Mac/Linux – Отворённое ПО
    Audacity – швейцарский нож для записи, кодирования и модифицирования звука. Несложнее говоря, если у вас нет этой программы, надо всё бросать и скачивать её ровно сейчас.
  • SunVox – Разные платформы
    SunVox относится к классу программ-трекеров и может использоваться для создания музыки. Интерфейс до ужаса сложный, но эффекты получаются впечатляющие. Трудится на подавляющем большинстве платформ, когда-либо созданных человеком, а то и внеземной расой.
  • ChipTone – Web
    Это что-то вроде упрощённого варианта SunVox, трудящегося в браузере. Есть готовые, ориентированные на игры сэмплы и возможность основывать собственные.
  • Bfxr.net – Web
    Онлайн-генератор звуковых эффектов. Очень несложен в использовании: начинаете с нескольких готовых звуков (взрывы, лазеры и т.п.), модифицируете их до желаемого итога и скачиваете на свой компьютер. Проще простого.
  • FMod – Windows/Mac
    Пожалуй, самое популярное промежуточное ПО для игр AAA и A класса. Это коммерческий софт, но платить потребуется, лишь если прибыль превысит $100 тысяч в год. Разработчики также предлагают ознакомиться с FMod.io – неохватной библиотекой всевозможных звуков по 99 центов за каждый.
  • Podium Free – Windows
    На изумление полнофункциональная версия Podium – цифровой звуковой рабочей станции, позволяющей основывать, записывать и редактировать аудио и MIDI. Поддерживает VST-инструменты и плагины эффектов.

Код

Тут перечислены различные средства разработки и языки программирования. Итого лишь несколько лет назад многие из них стоили сотни или тысячи долларов. В наши дни большинство инструментов для программистов доступны даром. Мы затронем только софт, относящийся непосредственно к игровой разработке, по-иному многообразие будет слишком большим.

Обратите внимание, что в большинстве случаев вам вообще не требуется стиль программирования, по крайней мере, идущий отдельно. Для игровых движков становится нормой предоставлять вам всю цепочку необходимых инструментов, и этот слой от вас по большенному счёту скрыт. Некоторые не любят пользоваться интегрированными окружениями разработки (IDE) из-за их большого веса. Но не волнуйтесь, при желании вы вечно сможете делать всю работу в командной строке или терминале и употреблять легковесным редактором кода.

Языки программирования и IDE

  • Visual Studio Community – Windows
    Это, пожалуй, наиболее размашисто используемая IDE как среди разработчиков под Windows, так и среди разработчиков вообще. Она вводит несколько языков, хотя для игр чаще используются C++, JavaScript и C# (ещё поддерживаются VB.Net, F# и TypeScript). В состав окружения также входят редакторы, отладчики, контроль версий и многое иное. На самом деле она уже настолько раздулась, что общий размер составляет распорядка 10 Гб. Visual Studio Community – это версия полного пакета Visual Studio с ограничением на барыш и размер команды. По существу это тот же самый продукт, для разработчиков-одиночек разницы не будет вообще, для организаций есть ограничение на пять человек в команде и $1 миллион годичный прибыли. Для корпоративных организаций использование запрещено. О подробностях лицензии можно разузнать здесь.Одно из значительных изменений в Visual Studio прикасается недавнего приобретения Microsoft компании Xamarin, так что её продукты сейчас бесплатно доступны как часть Visual Studio Community. Следственно, теперь использование Visual Studio и C# открывает вам доступ к перронам iOS и Android.
  • XCode – MacOS
    Это эквивалент Visual Studio для Apple, спрашиваемый для подписания и упаковки iOS-приложений. Может использоваться для разработки под различные перроны Apple (OS X, iOS, AppleTV и др.), главными языками являются Objective C и Swift (с недавнего поре). Также есть полная поддержка C++, но к нему по совсем непонятным причинам относятся, как к нежеланному приёмному ребёнку. Как и Visual Studio, окружение содержит полный набор необходимых средств разработки, вводя редактор кода, встроенный отладчик, конструкторы форм и многое иное. Раньше XCode требовала подписки разработчика Apple, но сейчас такого заявки и соответствующей платы нет. От себя скажу, что лучше буду гвозди челом забивать, чем пользоваться XCode, но это лично моё мнение.
  • Инструментарий GNU – Различные платформы – Открытое ПО
    GCC или GNU Compiler Collection – это набор открытых программ с поддержкой утилитарны любого языка программирования, о котором вы только можете грезить. Если вы разрабатываете под Linux, вероятно, большая часть инструментов GNU у вас уже введена. Одним из важных нюансов пакета GNU является GPL или Gnu Public License. Эта лицензия во многом ограничивает вашу труд с программным обеспечением, требуя, чтобы все изменения и модификации бывальщины открытыми и доступными. Не волнуйтесь, это ограничение касается только самого инструментария, а не кода, какой вы компилируете. Как уже было сказано, GCC включён практически в каждый дистрибутив Linux. Есть и порты на иные платформы. Учитывайте, что GCC – это не IDE, это базовый компилятор/компоновщик/отладчик. Так что, как правило, вам требуется какой-либо редактор.
  • LLVM(Clang) – Разные платформы – Отворённое ПО
    LLVM (и это не аббревиатура, кто бы что вам не говорил) – это набор инструментов, вылитый на GCC. Он распространяется по куда более либеральной лицензии BSD, в результате чего возлежит в основе множества коммерческих продуктов (в их числе и XCode) и затворённых комплектов разработки (PlayStation 4). LLVM доступен как доля порта MingW, однако его можно использовать и напрямую внутри Visual Studio. Как и GCC, это инструментарий нательного уровня, поэтому для создания кода потребуется редактор.
  • Qt Creator – Windows/Mac/Linux
    Это полноценная кроссплатформенная IDE, назначенная преимущественно для программирования на C++. В среде есть несколько инструментов, заточенных под труд над кроссплатформенными интерфейсами, но она может использоваться и как самостоятельная среда разработки на C++. Вводит редактор кода, отладчик, средства управления проектами, конструкторы интерфейса, в всеобщем, всё по аналогии с VS и XCode.
  • Линейка продуктов JetBrain – Большинство перронов
    Чем перечислять их по отдельности, проще упомянуть сразу все. Большинство IDE от JetBrain имеют даровую версию, которой хватит почти для любых нужд разработчика. Самый популярный их продукт, пожалуй – IntelliJ IDEA, Java IDE с поддержкой десятков стилей через плагины. Также у компании есть IDE для C#, C++, HTML/JavaScript, Python и иных языков.
  • Eclipse – Большинство платформ
    Это в первую очередь Java IDE, при поддержки плагинов можно добавить поддержку ещё нескольких языков. Eclipse – полноценный комплект инструментов и некогда наиболее предпочтительный путь в разработку под Android (сейчас уже нет). В этой среде есть всё, что угодно и ещё немного больше. Собственно я скорее кодил бы с помощью морзянки, чем ещё хоть раз взялся за Eclipse, но упомянуть её всё же стоит.
  • Netbeans – Большинство перронов
    Java IDE от Oracle, доступна поддержка других языков сквозь плагины. И снова у нас здесь полный набор необходимых функций, однако направление скорее корпоративная. На мой взгляд лучше, чем Eclipse, хотя для меня всё что угодно лучше Eclipse.

Стили, достойные внимания:

Отдельное замечание для разработчиков под Android

Android – это немножко особый случай в игровой разработке. Несмотря на Java в основе, технически Java системой не используется (длинная история, на Google подавали в суд). Короче говоря, для разработки под Android есть особые средства, а именно Android SDK(Java) и Android NDK(C++). Также Google выпустила IDE под наименованием Android Studio, порт IntelliJ IDE, специально для разработки в интегрированной окружению.

Редакторы

Ниже перечислены текстовые редакторы, ориентированные на написание кода. Не желаете ставить занимающую много места IDE, работаете с движком без встроенного редактора (или с ужасным редактором)? В таком случае что-то из этого вам сгодится. Каждый редактор обладает большинством следующих функций: поддержка нескольких стилей, расширяемость посредством плагинов, выделение синтаксиса, инструменты рефакторинга и т.д. Выбор подходящего редактора – дело собственных предпочтений… Мне бы не хотелось разжигать перепалки, так что я просто оставлю список ниже, а вы уж выбирайте сами.

И чтобы не разобидеть любителей классики…

Не забывайте про кривую обучения, вам придётся запоминать возле сотни комбинаций для эффективной работы с любым из редакторов – но это того стоит. Не будет излишним упомянуть, что сочетания из VI и Emacs часто работают и в других редакторах. И ещё кое-что: Visual Studio Code и Visual Studio Community не имеют вообще ничего всеобщего. Code – легковесный кроссплатформенный редактор, а не интегрированная среда разработки для Windows.

Прочее

Не подходит в иной раздел, но всё равно бесплатно? Всё это здесь.

  • Tiled – Windows/Linux/Mac – Отворённое ПО
    Превосходный бесплатный пакет для редактирования 2D-карт. Генерируемые файлы поддерживаются утилитарны любым доступным сегодня игровым движком.
  • FreeMind – Различные платформы – Открытое ПО
    Пакет для работы с диаграммами связей. Если вы таким не пользовались, это отличный способ перетащить идеи из головы на компьютер. На самом деле таких программ немало, просто так вышло, что с FreeMind я знаком больше всего.
  • ShaderToy – Web
    Шейдеры играют всё немало значимую роль в мире игровой разработки, а ShaderToy – это, наверное, главное место, где их можно скачивать и выкладывать. Также вы можете модифицировать исходник и оценить итог в реальном времени. Коллекция уже насчитывает свыше 12000 шейдеров и каждодневно растёт.
  • FreeSound.org – Web
    Огромная коллекция бесплатных звуков.
  • OpenGameArt.org – Web
    Огромная коллекция бесплатной графики.
  • VST4Free.org – Web
    Ресурс с VST-инструментами и эффектами. VST означает Virtual Studio Technology; под этим подразумевается кодирование звука натуральных инструментов и спецэффектов и их последующее использование в VST-программах, вроде упомянутого ранее Podium.

Игровые движки

В этом разделе я могу повергнуть множество примеров, и это будет только началом. Реальность такова, что утилитарны любой движок доступен в бесплатном виде с различиями в бизнес-модели. Отдельный, вроде Unreal Engine, берут процент с прибыли после преодоления её установленного порога; другие, вроде Unity, предлагают бесплатную версию с ограничениями (так, на максимальную годовую прибыль) и после превышения лимитов спрашивают платной подписки. Есть движки, такие как Godot, Urho, Atomic и Panda, какие распространяются совершенно свободно. И, наконец, есть всевозможные фреймворки (SFML, LibGDX, SDL, Love и т.д.) большинство каких тоже находятся в свободном доступе.