Чтобы вам легче было постигнуть, с чем мы имеем дело и что собой представляет  The Hundred Line -Last Defense Academy-, представьте, что будет, если соединятся разработчики  Diablo IV и  Path of Exile 2 или, например, игроки «Реала» и «Барселоны». Для создания этой игры объединились авторы таких культовых японских серий, как Danganronpa и Zero Escape. Что же, вышла лучшая на сегодня визуальная новелла?

Откуда ноги растут… и льётся кровь

Это верно, но лишь отчасти потому, что The Hundred Line -Last Defense Academy- не совершенно визуальная новелла (точнее, не только она). Но об этом позже, а сначала надо напомнить, что же объединяет Кадзутаку Кодаку (Kazutaka Kodaka), созидателя серии Danganronpa, и Котаро Утикоси (Kotaro Uchikoshi), автора Zero Escape и  AI: The Somnium Files

Оба создавали свои основные игры под крылом издательства Spike Chunsoft, отлично известного всем ценителям японских RPG и приключений. А Danganronpa и Zero Escape в свою очередность объединяет общая отчасти тематика и концепция – главных героев похищают или заманивают в ловушку и заставляют участвовать в летальных играх на выживание. В Danganronpa старшеклассники вообще вынуждены убивать друг друга.

Так мотивировали персонажей в Danganronpa V3: Killing Harmony.

В Zero Escape в западню попадают люди разных возрастов и социального статуса, да и игровой процесс отличается — здесь нужно решать непростые пазлы в жанре Escape room, а в «данге» ключевой геймплей строится на расследовании, розыске улик, мини-играх и судебных дебатах — настолько специфических, насколько их мог придумать только такой сумрачный японский гений, садист и юморист, как Кадзутака Кодака. Довольно сказать, что в ловушку студентов заманивает плюшевый мишка, который на самом деле робот. А в судебных заседаниях можно использовать «пули истины», когда игра превращается в шутер от третьего лица.

Обе серии объединяет талант их авторов как писателей и сценаристов. Там есть шикарные метанарративные истории с грудой крышесносных твистов, цепкие диалоги и очень колоритные персонажи, которые всячески пытаются выйти за рамки аниме-штампов. Обе серии почитаются культовыми. По Danganronpa были не только манги и аниме-адаптации, но даже театральные пьесы. Да что говорить, если первой игрой, какую в сознательном возрасте захотела запустить моя дочка, была  Danganronpa 2: Goodbye Despair.

Zero Escape: Zero Time Dilemma.

Zero Escape: Zero Time Dilemma.

В 2018 году Кодака и Утикоси соединились уже в рамках собственной студии Too Kyo Games, созданной при поддержке Aniplex. Там они выпустили несколько весьма заметных приключений, вводя  Master Detective Archives: Rain Code Plus и  World’s End Club, но главным проектом для них все эти годы была собственно The Hundred Line -Last Defense Academy-. Ради неё авторы даже влезли в долги — разработка продолжалась немало семи лет, процесс шёл не слишком гладко, а масштаб самой игры постоянно расширялся, и, когда в какой-то момент первоначальный издатель отвалился, сотрудники Too Kyo Games несколько раз хватали кредит.

После знакомства с игрой становится понятно, почему авторы пошли на такие риски — для них выпуск The Hundred Line, вероятно, был единственным шансом сделать свой Magnum Opus, эпически и программно объединить наработки двух признанных искусников и сделать чуть ли не ещё лучше, с иронией взглянув на себя и фанатские ожидания и с высоты прожитых лет, выпущенных ими и пройденными нами игр.

Знакомая история на новый лад

Перед нами та же Danganronpa, к фирменному чёрному юмору и экстриму которой добавили элементы научной фантастики, философии и теории игр, присущие Zero Escape. Та же, но наоборот — здесь незнакомые молодые люди, не по своей воле оказавшиеся в титульной академии, должны не убивать товарищ друга и потом искать убийцу, а спасать мир. Хотя поначалу, конечно, они ничего такого делать не хотят (а многие и после не собираются драться) и не понимают, как они здесь оказались.

А произошло это тоже благодаря крайне необычному говорящему существу — нет, это не плюшевый мишка-робот, а помесь Бараша и колобка в кепке.

The Hundred Line -Last Defense Academy-: Обзор игры от авторов Danganronpa и Zero Escape

Среди персонажей разом выделяется страшно размалёванная и дико орущая девочка-катастрофа Даруми, которая стала этакой аллюзией на самих разработчиков, фанатов и их ожидания от игры. «Это же летальная игра на выживание и сейчас мы должны будем убивать друг друга?! Давайте скорее начинать, я так хочу убивать!» — визжит эта эмо-маньячка.

Однако «Бараш в кепке» объясняет, что молодым людям, угодившим в академию, предстоит сражаться с некими захватчиками и спасать мир, а заодно своих родных и близких. Продержаться нужно 100 дней, а до этого покинуть академию и прилегающую к ней территорию невозможно. Чтобы сражаться, нужно с помощью некоего аналога магии крови активировать свои спецспособности — например, основной герой, которого зовут Такуми, должен ударить себя особым ножом. Зато никто тут не умирает — тела павших подбирают дроны и увозят в какую-то «воскрешательную» лабораторию, откуда все возвращаются живыми-здоровыми.

Даже после такого герои выживают.

Даже после такого герои выживают.

Объясняют нам многое, но не всё. Что это за захватчики, как они угрожают вселенной, где находится академия? Почему именно этих людей здесь собрали, что это за существа, напоминающие смешариков? И самое основное, что за всем этим стоит и что случится через 100 дней? Но как только мы приближаемся к ответам, те, кто их обещает дать, вдруг бесследно исчезают. После ещё и все запасы еды оказываются уничтожены. Кровожадная Даруми, конечно, радостно орёт: «Не беспокойтесь! Мы же бессмертные — будем умирать от голодания, воскресать, снова голодать и умирать!», но остальным уже не до смеха.

Последний пир во время чумы.

Последний пир во время чумы.

Вот тут уже начинаются знакомые мотивы и подозрения. Вероятно, кто-то убивает других и устраивает диверсии? Кто станет следующим лидером, что нам делать? Всё это дополняется видениями Такуми — то он призрака какого-то увидит, то подругу младенчества, которая намекает, что при следующей встрече он может её не узнать.

В общем, история сразу и бесповоротно увлекает, в ней хватает мозговыносящих заворотов, и авторы умело играют с нашими ожиданиями, умудряясь по-новому обыгрывать даже знакомые ходы и ситуации. В процессе они деятельно используют чисто постмодернистские приёмы, гиковский и геймерский юмор, периодически ломают «четвёртую стену». В какой-то момент будет линейное повествование с редкими решениями сменяется запутанным полотном с разными рутами и множеством концовок. А нам начинает представляться, что все эти дни в академии были лишь прологом к чему-то большему…

Вот так мы выбираем, кто нанесёт смертельный удар вражескому командиру, поглотив его силу.

Вот так мы выбираем, кто нанесёт смертельный удар вражескому командиру, поглотив его мочь.

Теперь ещё и тактика

Однако The Hundred Line, как я уже сказал, — это не только визуальная новелла. Здесь есть мини-игры и элементы иных жанров. Своеобразной отсылкой к словесным дебатам из Danganronpa служит диалоговая мини-игра, в ходе которой Такуми должен уверить в чём-то другого персонажа. Нам нужно подбирать верные реплики, чтобы уровень доверия и согласия собеседника достиг 100 %. Если промахнулись, ничего страшного — начнёте с последнего чекпоинта до победного конца, пока не переберёте все варианты.

The Hundred Line -Last Defense Academy-: Обзор игры от авторов Danganronpa и Zero Escape

Но тут интересен сам процесс сбора информации о персонаже и его история. Ведь по традиции едва-едва ли не главное, что привлекает в играх Кадзутаки Кодаки и Котаро Утикоси, — это персонажи, для которых определения «яркие» слишком немного. И в The Hundred Line их целый паноптикум. Помимо уморительной эмо-маньячки Даруми тут есть такой же эксцентричный убийца, находящий, что умерщвление — это форма искусства, выражение радости и любви; заносчивая аристократка, которая называет нас холопом; юноша, помешанный на собственной сестре; псих, какой периодически напоминает, что не бьёт девочек, и тут же уточняет: «А ты точно, не мальчик?»

Со всеми можно дополнительно общаться в свободное пора, которое, как и в Persona, наступает в академии каждый день в перерывах между сюжетными событиями. Время это ограниченно — пообщаться разом со всеми не получится. В ходе таких встреч мы изучаем собеседников, а потом изготавливаем и вручаем подарки выбранным персонажам. Всё это, помимо прочего, позволяет повышать характеристики основного героя.

The Hundred Line использует привычную по Danganronpa схему «визуальная новелла с элементами дэйтинг-сима и мини-играми». Но помимо этого добавляет… нет, не пазлы из Zero Escape, а пошаговые тактические сражения в духе японских RPG. В ходе таких битв наша основная задача — не пустить «захватчиков», периодически атакующих академию, к важным объектам и генераторам, отчего происходящее напоминает tower defense.

Так как противников вечно толпы, особенно важно наносить урон по площади, чтобы за раз уничтожать как можно больше гадов. Очки хода узки, а дополнительные мы получаем за убийство мини-боссов — на этих нюансах в основном и строится тактика. Да, она не самая продвинутая, но в некоторых ситуациях, когда, к образцу, за ход нужно устранить сразу трёх боссов, приходится попотеть и поэкспериментировать со сложностью.

The Hundred Line -Last Defense Academy-: Обзор игры от авторов Danganronpa и Zero Escape

У каждого персонажа — свой комплект навыков и боевой стиль. Кто-то атакует косой/мечом вблизи, кто-то палит из пулемёта или поливает магией, одинешенек парень врезается во врагов на мотоцикле, а девушка, долго отказывавшаяся сражаться вместе со всеми, выезжает на поле боя на собственном внедорожнике. Отрекалась она потому, что во время стресса её начинает тошнить, и таких отказников со своими тараканами не один и не два — нам нужно найти к ним подход и уверить присоединиться к битве. В итоге было особенно волнительно и интересно смотреть за тем, каким же экзотическим бойцом станет очередной закомплексованный персонаж.

Есть накапливаемая шкала и отдельно анимированные эффектные спецатаки.

Есть накапливаемая шкала и раздельно анимированные эффектные спецатаки.

За победы получаем ресурсы, за которые можно изучать новые и прокачивать существующие умения. Также в академии есть тренировочные залы, где независимое время тратится на гринд в виртуальном симуляторе. Хотя куда интереснее периодически совершать сюжетные и побочные вылазки за пределы академии. Там уже начинается аналог настольных игр и Mario Party: передвигаем свою партию по доске, выбирая в какую сторонку и на какое количество клеток переместиться — а там можем попасть в очередной бой, случайное событие, к сундуку или полезному предмету. И частенько наш выбор во пора таких ивентов может плохо повлиять на здоровье членов отряда. Наградой же будут опыт и ценные ресурсы.

The Hundred Line -Last Defense Academy-: Обзор игры от авторов Danganronpa и Zero Escape

The Hundred Line -Last Defense Academy- вышла очень большой, разносторонней, увлекательной и бескомпромиссной игрой, которую можно даже назвать квинтэссенцией творчества если не Утикоси, то Кодаки достоверно. Сюжет, персонажи, диалоги — всё на высшем уровне. Истинный финал истории не всем понравится, да и слова про сотни уникальных концовок очутились, скажем так, художественным преувеличением, — но это уже детали. С творческой точки зрения все финансовые и прочие жертвы авторов очутились не напрасны. А вот свои долги этим релизом авторы пока не покрывают —  The Hundred Line продаётся так себе, что неудивительно для нишевой новинки, умудрившейся выйти утилитарны одновременно с  Clair Obscur: Expedition 33 и  ремастером «Обливиона». Но культовые игры нередко начинают с финансовых провалов.

Плюсы: увлекательная история со массой путей и концовок; полная корзина неожиданных поворотов, ярких персонажей, юмора и отличных диалогов; разнообразный геймплей, сочетающий визуальную новеллу, диалоговые мини-игры, тактическую RPG с прокачкой и изыскание мира; симпатичная картинка и шикарная музыка.

Минусы: слова про сотню уникальных концовок оказались преувеличением; не хватает озвученных диалогов.

Оценка игры