18 мая


18 мая

23
37K

Кинцо лазурных кровей

Несколько лет назад французский коллектив Big Bad Wolf выпустил  The Council, эпизодическое приключение в духе игр Telltale Games. От обыкновенного интерактивного кино его отличали RPG-элементы, благодаря которым решать проблемы и добиваться желаемого в диалогах было увлекательнее, чем просто выбирать действия и реплики. Теперь же студия обратилась к миру Vampire: The Masquerade, выпустив  Swansong, где идеи, сохранившие оригинальность, получили развитие.

Проделки и происки

На сей раз мы переносимся в Бостон, где среди вампиров паника — объявлен код «Красный». Принц города, Хейзел, заключила союз с магами крови из Часовни Хартфорда и организовала вечер в честь воссоединения, но что-то пошло не так — его участники не сходят на связь. Необходимо выяснить, что именно произошло и кто стоит за атакой, поскольку из-за случившегося в опасности вся фракция Камарилья.

Хейзел доверяет расследование троим представителям кланов, подавая им отдельные поручения. Если в The Council главный герой не менялся, то здесь сразу три играбельных протагониста. Иногда разработчики сами решают, кем вы будете править, а иногда предоставляют выбор — в любом случае вам необходимо играть за всю троицу. Одни и те же места они не посещают — это ещё один плюс по сравнению с прошедшим релизом студии, где почти всё действие происходило в стенах усадьбы.

Персонажи увидят самые разные места от трущоб до элитных закрытых клубов.

Персонажи увидят самые разные места от трущоб до элитных затворённых клубов.

Сперва мы знакомимся с Эмем, представительницей клана Тореадор и успешной танцовщицей варьете, открывшей в Бостоне несколько популярных клубов. Иной герой — Галеб из клана Вентру, опытный торгаш, в своё время отошедший от дел и превратившийся в палача. А Лейша — прорицательница, какую посещают видения о возможных вариантах будущего. Из-за консультаций у психиатра ей приходится проводить с маленькой дочерью меньше поре, чем хотелось бы.

Дела вампирские

Чем Swansong наверняка порадует любителей вселенной Vampire: The Masquerade, так это огромным количеством текста. Даже жизнеописания действующих лиц богаты деталями об их прошлом — то, о чём никогда не будут говорить в диалогах, позволяет лучше понять героев и проникнуться их историями. К образцу, Хейзел называют новым принцем, но что случилось со старым? В её биографии всё подробно расписано. Конечно, это неидеальный способ впрыскивать игрока в курс дела, но это лучше, чем долгие вступительные ролики или перегруженные диалоги.

Жаль, диалоги нельзя перематывать — быстро читающим субтитры будет некомфортно. Зато при повторном прохождении это делать позволяют.

Жаль, диалоги нельзя перематывать — скоро читающим субтитры будет некомфортно. Зато при повторном прохождении это делать позволяют.

Этим дело не ограничивается — в игре есть полноценный кодекс. Любой раз, когда кто-то упоминает в диалоге новый термин или название, на экране всплывает оповещение о соответствующей записи. Кто такие сиры и гули, в чём заключается решительная смерть вампира, что называют Второй Инквизицией? Есть даже подробные рассказы о каждом клане. Всё переведено на русский стиль и очень интересно, поэтому разработчики уверяли, что не разбирающимся в «Мире Тьмы» игрокам беспокоиться не о чем — для них всё разложено по полочкам.

Столь въедливое внимание авторов и явное нежелание портить вселенную отсебятиной подкупают. Потому интерес к истории не угасает: персонажи симпатичны, в ситуации они попадают различные, да и без принятия трудных решений не обходится. Финальные эпизоды получились слегка скомканными (да и вступление пугает количеством имён), зато не повторилась промах The Council с резким превращением детектива в мистический триллер — свои сюрпризы будут, но не настолько меняющие сюжетную черту.

Пить кровь можно не у всех — на потенциальных жертвах появляется соответствующий значок.

Пить кровь можно не у всех — на потенциальных жертвах появляется соответствующий значок.

Что разработчикам не удалось исправить, так это техническую доля. Тут много красивых локаций, комнаты опять завешаны разнообразными картинами — смотреть на окружение приятно. Однако модели персонажей весьма спорные — их лицевые анимации заставляют вспомнить  Mass Effect: Andromeda, настолько они бывают плохи. Среди протагонистов лучше всех удалась Эмем (благодарю интересной внешности), нормально анимирован Галеб, а вот с Лейшей возникли какие-то проблемы. А ведь это персонаж, чьи эмоции особенно значительно было показать, учитывая его душевное состояние.

У моделей и анимаций второстепенных персонажей качество тоже разнится.

У моделей и анимаций второстепенных персонажей качество тоже разнится.

Вечно есть время поговорить

Спасает игровой процесс — хотя без минусов не обошлось, достоинства перевешивают. Сходств с The Council цело: свободно управляем персонажем, можем исследовать каждую локацию и взаимодействовать с предметами. Одни вещи позволяют подбирать, на иные дают лишь смотреть, слушая комментарии героя. Если ваши характеристики достаточно хороши, удастся даже получить вяще информации, хотя далеко не всегда она полезна. В одном из эпизодов, к примеру, персонаж расскажет, из какого материала сделан стол, — не совершенно понятно, зачем это нужно.

Пусть это останется тайной.

Пусть это останется тайной.

Ролевая система вернулась. Сначала вы для каждого персонажа выбираете класс — это воздействует на стартовые характеристики. Затем, завершая эпизоды, зарабатываете опыт и можете вкладывать его в улучшение параметров. Прокачка речистости, убеждения и прочих диалоговых опций расширяет возможности. Если вкладываться в безопасность и электронику, то сможете вскрывать замки и взламывать конструкции. А проницательность и мудрость пригодятся как для вышеупомянутых комментариев, так и для некоторых бесед.

Другой вариант — прокачивать физические, социальные и ментальные характеристики, какие влияют на успех в диалогах. Когда вы пытаетесь кого-то запугать или убедить, оппонент просто так не сдаётся — у него есть собственные показатели. Если ваши два очка речистости противопоставляются его двум очкам, многое зависит от вашего шанса на успех — он и повышается прокачкой характеристик. Удобно, что свои показатели можно преходяще повышать ради какой-то реплики, вот только на это тратятся очки действия. А их количество в каждой сцене ограниченно,
как и в The Council.

Порой всё решается броском кубика.

Эти очки расходуются, в частности, на взлом замков. Лучше внимательно исследовать локации и не разбрасываться очками при первой же возможности — можете об этом пожалеть. Всяких сейфов и заблокированных компьютеров тут цело, и поиск паролей всегда оказывается интересной головоломкой, в которой за ручку вас водить никто не будет. То нужно несколько посланий прочесть, то понять пароль по расплывчатым фразам на приклеенных записках. При этом у героев нет дневников — записывайте догадки сами. С ключами ситуация аналогичная — взломать замки немало ума не надо, но почти всегда ключи удаётся либо найти, либо попросить, используя навыки в диалогах.

После принятия некоторых сюжетных решений игрок получает черты, влияющие на характеристики.

После принятия кое-каких сюжетных решений игрок получает черты, влияющие на характеристики.

Не на все руки мастер

Ещё тратить опыт можно на дисциплины, какие у каждого героя свои. У персонажа есть своеобразное древо навыков, и я явно совершил большую ошибку, пытаясь прокачивать все ветки по чуть-чуть. Игра не так длинная, чтобы к финалу удалось купить все навыки, хотя я надеялся на «Новую игру +», где можно было бы продолжить улучшение способностей и протекать всё по-новому, — к сожалению, ничего такого нет. Очевидно, в дисциплинах нет необходимости — иначе игра была бы непроходима для тех, кто потратил очки на что-то не то. Однако порой они открывают новые возможности, благодаря которым ваше прохождение будет уникальным.

Всегда приятно видеть стопроцентный шанс на успех.

Всегда приятно видеть стопроцентный шанс на успех.

К образцу, Лейша — единственный протагонист, способный копировать чужие одеяния и, аки Хитман, проникать в запрещённые для зевак локации. А среди её дисциплин есть «Доппельгангер», позволяющий целиком принять облик выбранного человека. Сначала вы ходите и собираете информацию (в том числе общаясь с целью), а потом перевоплощаетесь. В одном эпизоде мне это сгодилось, а потом я перезагрузил сохранение и попробовал пойти другим путём — оказалось, продолжить историю можно и без этого. Однако в таком случае я лишился бы нескольких диалогов, да и было бы не так увлекательно.

Стоит дорого, но абсолютно бесполезно.

Стоит дорого, но абсолютно бесполезно.

Жаль, таких дисциплин мало и по большей части древо улучшений усыпано модификациями, какие просто влияют на вашу победу в диалогах. Например, вы заблокируете для оппонента возможность усилить навык или защититесь от его дисциплин. Пуще всего такие опции можно применять лишь повышая голод — это ещё одна шкала в углу экрана, заполняющаяся после кое-каких действий. А поскольку вы играете за вампиров, утолить голод можно лишь одним способом — отвести какую-нибудь жертву в затворённую комнату и полакомиться.

Использование необычных способностей вызывает голод.

Трудно отделаться от ощущения, что всем этим ролевым системам узко в рамках игры. Сюжет проходится за 15–20 часов, и, поскольку у всех героев своя прокачка, банально не успеваешь улучшить всё желаемое. А ведь тут ещё и отдельное меню с талантами есть — чем деятельнее вы используете дисциплины, тем больше бонусов получаете. Вам нужно аж 16 раз использовать один и тот же тон в диалогах (запугивать, убеждать и так дальше), и лишь тогда вы повысите эффективность дисциплины до максимума. Это лишний раз подтверждает мою теорию о том, что распыляться не стоит — лучше выбирать одно курс и прокачивать его.

С другой стороны, эти системы побуждают досконально исследовать локации, и игра за это награждает. После каждой главы вам демонстрируют итоговую таблицу с успехами, неудачами и упущенными возможностями, и от этих результатов зависит количество полученных очков. Не отыщи какую-то комнату, не подобрали пароль от компьютера, не выудили из кого-то информацию — не получите бонус. А поскольку диалоги увлекательны, писульки погружают во вселенную, а у поиска коллекционных предметов есть смысл (они восстанавливают очки действия или утоляют голод), нестись к следующей цели и всё вокруг пропускать нет желания.

Жертвы выживают после ритуала, но при желании их можно убить.

Жертвы выживают после ритуала, но при желании их можно убить.

 Vampire: The Masquerade — Swansong тяжело назвать большим шагом вперёд после The Council, но плохой игрой её это не делает. Это достойная детективная история, авторы какой с уважением относятся ко вселенной «Мира Тьмы» и явно в неё погрузились. Жаль, для амбициозной ролевой системы не хватает хронометража — игра заканчивается в тот момент, когда представляется, что ты только начал развивать персонажей. Ну и за лицевые анимации проект нельзя не пожурить — к счастью, увлекательный сюжет этим тяжело испортить.

Плюсы: увлекательная история с тремя главными героями, судьбы которых могут сложиться по-разному; прекрасные локации, которых заметно больше, чем в  The Council; по-прежнему оригинальная для жанра ролевая система, позволяющая по-разному вести себя в диалогах; решать загадки и подбирать пароли не наскучивает, а за такую дотошность ещё и награждают; объёмный кодекс, раскрывающий массу деталей о вселенной «Мира Тьмы».

Минусы: лицевая анимация оставляет желать лучшего; ролевым элементам тесно в рамках игры — хронометража недостаточно, чтобы открыть их потенциал; немного скомканный финал.

Оценка игры