В бородатом 2014 году, помнится, Middle-earth: Shadow of Mordor сделалась для нас неожиданно приятным сюрпризом из разряда «до чего техника дошла», желая веры в нее было мало. Сюжетная игра со сложной экосистемой процедурно генерируемых противников? Ага, отыщи дураков! Оставьте эти басни Питеру Молинье с его растущими в реальном поре деревьями, а заодно и Шону Мюррею расскажите. Фантастика это все, не случается такого, и точка.

Monolith доказали, что все-таки бывает. Их чудо-механика Nemesis, способная десятками клепать вполне терпимых антагонистов из орочьего ширпотреба Средиземья, каким-то неведомым манером успешно воплотилась в жизнь и фактически вытащила на себе заурядную в прочем экшен-песочницу. Концепт вышел достаточно необычный и занятный, чтобы даже многие толкиенисты-геймеры, оправившись после передозировки неканоном, в крышке концов признали право на существование столь вольного фанфика.

Shadow of War, по большенному счету, тоже все делает правильно. Закон сиквельной преемственности не нарушает, рекламным проспектам не противоречит, раздает классические слова про «то же самое, но больше» – ни дать ни взять образцовое продолжение. В этом, истина, проблема и заключается: настолько то же самое и настолько больше нам очутилось не нужно.

Оно, разумеется, хорошо, когда новая игра копирует лучшие идеи предшественницы. Упомянутая уже система заклятых неприятелей ожидаемо радует и сейчас, даром что кардинальных изменений она не претерпела и в цельном работает по знакомым правилам. Окрестности по-прежнему населены орками всевозможных сортов и рангов, чьи невзначай заданные личности мы вольны рубить мечом или вербовать на ясную сторону Силы. Суть аналогичная, только нюансов взаимодействия чуть прибавилось.

Одно из наиболее приметных улучшений состоит в том, что капитаны теперь на ходу адаптируются под ваш манера боя. Если упорно «спамить», скажем, комбо с оглушениями, на энный раз урук разгадает вашу тактику и навострится больно давать сдачи защитными выпадами. Отдельные умницы даже способны превозмогать собственные слабости, из-за чего доводится полагаться не только на сухой список уязвимостей, но и на свою изобретательность в сражении.

Обзор Middle-earth: Shadow of Mordor с осадами

Кроме того, независимый народец Мордора сгруппировали в племена, однако решение это скорее организационное, чем функциональное. То есть отдельный особенности больше не распределяются хаотичным образом, а напрямую зависят от породы: мол, контратаковать с телепортацией будут необыкновенно Мистики, Мародеры пафосно стреляют с двух рук, а сторонникам Ужаса присуще владение кратосовскими клинками на цепях. В стычке-другой это поможет на глаз прикинуть, какие у оппонента козыри в протоке, но только и всего.

На протяжении всей игры не покидает ощущение, что эта каша с племенами банально недоварена. Им дали уникальный дизайн, отличительные военные черты, понаставили монументов, даже посвятили целую линейку трейлеров – но на деле проки практически никакой. Красиво, эффектно, но, э-э, зачем? Учитывая, что между собой бесноватые орки тоже не вон вести длительные терки, было бы здорово хотя бы привлечь сюда клановые распри с возможностью подливать масла в пламя междоусобных войн.

Прочее – сплошь мелочи поведенческих алгоритмов, какие тем не менее сглаживают неровности генератора и придают общей полотну убедительности. Тут зубастая морда точно подмечает, что ты подкрался к ней с возвышения, там трусливый вождь оправдывается, что в прошлый раз он «не убежал, а отступил». Еще запоздалее кровный брат убитого пару часов назад берсерка устраивает засаду, а твой телохранитель вонзает тебе кинжал в горбу, потому что ему надоело попадать под горячую руку своего владыку. Что бы ни происходило, у Shadow of War, кажется, подготовлена реакция на все случаи существования, и этому еще долго не перестаешь дивиться.

Обзор Middle-earth: Shadow of Mordor с осадами

Тщательно спланированное предательство в самом пылу. Еще мгновение, и вождь узнает о своей свите много новоиспеченного

Имея в распоряжении множество занятных инструментов, виртуальный режиссер имени Nemesis порами складывает гораздо более персонализированные, складные и сложносочиненные сценки, нежели ранее. В моем прохождении одна такая история тянулась с самого пролога, когда я покинул вражеского капитана умирать от укусов ядовитых насекомых. Тот, впрочем, не попросту обманул смерть, а вернулся буквальным повелителем мух с прозвищем а-ля «Гриша Мушиный» и открытым намерением меня прикончить.

Свершиться возмездию в самый заключительный момент мешает союзный урук-арбалетчик, которому я в свое пора помог расквитаться с давним обидчиком. Следом за ним в свете софитов является мой же заклятый враг из первой части игры (хвала функции ввоза) и ехидно интересуется, сколько еще шестерок выскочит из кустов, когда он поставит меня на колени. За горбом в тот же момент нависает брутальный олог-хай с отметиной на всю зеленую рожу. Он, истина, ничего не говорит, а лишь истошным воплем дает постичь, что мы знакомы, прежде чем броситься вперед. Начинается бой – неравный, неожиданный, но подобный мой.

Подобные зарисовки и есть настоящая прелес(-с-с)ть Shadow of War. Вящая, комплексная система всего-навсего умело жонглирует переменными, но из этого получается на раритет личный и эмоциональный опыт. Врагов запоминаешь, пропитываешься к ним ненавистью, причем сугубо субъективной. Злосчастный Гриша Мушиный должен помереть не столько по сюжетной указке – сколько потому, что у вас с ним свои счеты.

Обзор Middle-earth: Shadow of Mordor с осадами

Обзор Middle-earth: Shadow of Mordor с осадами

К сожалению, все, что было нехорошо в Shadow of Mordor, а в особенности – все, что в ней плохо теперь, сиквел тоже без тени (хах!) сомнения наследует. Это безотносительно тот же пресный опенворлд 2014 года розлива, вплоть до мелочей образа дерева умений, анимации сражений и ракурсов камеры. Ладно, тогда это было если не круто и сочно, то желая бы терпимо, а сейчас на районе за боевую систему «как у Бэтмана» прилюдно высмеивают.

Один-единственное серьезное обновление в цирковой программе – осады крепостей. Любой из доступных в игре регионов оборудован твердыней, приватизацией какой рано или поздно попросят заняться. И хотя процесс сей немного отличается от показанного на E3, самолично принимать в нем участие оказалось не шибко увлекательно.

То, что выглядело как форменный Total War от третьего лики и с Роковой горой на фоне, на деле оказалось примитивной мини-игрой про захват контрольных точек. Кругом, само собой, происходит натуральная феерия: небо расчерчивают снаряды катапульт, тролли долбятся в стены, дюжины орков перед воротами пылают в драконьем пламени и все такое прочее – зрелище действительно эпичное и первые несколько раз завораживающее. Вот она, брань! Вот он, «Властелин колец»!

А потом ты стоишь в строго означенной поясу и исполняешь те же заученные за три года боевые пируэты. Ибо больше от тебя ничего не требуется.

Обзор Middle-earth: Shadow of Mordor с осадами

Обзор Middle-earth: Shadow of Mordor с осадами

Смена обстановки вообще никоим манером не влияет на правила игры, разве что со всех сторон прет раза эдак в четыре вяще разномастной шелухи с топорами, за истребление которой и опыта-то не подают. Хваленый интерактив между дружественными капитанами и полководцами неприятеля сводится к паре забавных реплик перед началом, а заключительная встреча с начальником учреждения, тронный зал какого на 70% состоит из встроенных в пол огнеметов, напоминает первые трехмерные адвенчуры, хоть и вылита на попытку сделать увлекательный босс-файт.

Более того, вариативностью осады не блещут. Захудалый фортик выделяется от исполинского замка лишь количеством захватываемых точек, а многообразные защитные сооружения чаще игнорируются, чем представляют серьезную угрозу. Ни тебе уникальных для конкретной твердыни задач, ни какой-нибудь стратегии в действиях, ни даже любопытного левел-дизайна – извольте блаженствовать наштампованными для объема миссиями, которые надоедают намного скорее, чем кажется самой игре.

Обзор Middle-earth: Shadow of Mordor с осадами

Обзор Middle-earth: Shadow of Mordor с осадами

Ассортимент ездовых животных пополнился долгожданным драконом

Это, уместно, касается всей Shadow of War – она просто не знает меры. Посредственный отворённый мир первой части прокатил не в последнюю очередь потому, что исчерпывался за адекватные 15-20 часов, если длинно не засиживаться в пространных описаниях лора. Сиквел мало того что не последовал образцу, а напротив, раздул вдвое-втрое все, что хоть как-то раздувалось.

Тут часов 10 нам лишь разъясняют принципы работы своих грандиозных систем. С пользовательской точки зрения что «Немезида», что осады, разумеется, обставлены не самым очевидным образом, но туториал так медлителен и въедлив, что от игры устаешь, еще толком не научившись ей управлять.

Да и новая песочница, чистосердечно говоря, поводов для восторга не дает. Стандартные «собирашки», захват аванпостов, невзначай генерируемые встречи с капитанами, побочные задания про спасение 218 военнопленных и отравление 46 чанов с грогом – все как прежде (или как в любом товарищем проекте), только в гиперболизированном виде. Вместо двух локаций сделали пять, колоритных и красочных наружно, но таких же пустых и насквозь враждебных внутри.

Обзор Middle-earth: Shadow of Mordor с осадами

А еще здесь сейчас есть лут. Из противников, монументов, квестов и просто так без конца сыплются доспехи, кинжалы, луки, мечи и прочие элементы гардероба, какие раз в вечность желательно переодевать ради заветного «+0.0002% к урону», а в прочее время – нещадно конвертировать в деньги. Последние обычно тратятся на осадные апгрейды и всеми ненавистные нынче лутбоксы.

Углубляться в полемику об этической сторонке микротранзакций мы не станем – их в самом деле никто не навязывает, а за преимущество в одиночной игре, надлежит быть, с радостью платят те же люди, которые сливают зарплату на ножи в CS:GO. Но все равновелико скажем: во всей Shadow of War нет ничего тупее, чем магазин с ящиками.

По той элементарной вину, что сама идея эта пришита сюда белыми нитками и выбивает из атмосферы мощнее, чем назойливые подсказки на треть экрана и неказистые элементы интерфейса. Дума о том, что кто-то всерьез допустил, что в раздираемом войной Средиземье есть пункт походам по оружейным лавкам и азартной погоне за «легендарками», волнует меня даже мощнее, чем меркантильность современных издателей.

Если что, орков тоже зачем-то приравняли к дропу из покупных кейсов. Лучшие образчики «Немезиды» все равно гуляют себе спокойно по виртуальным ширям – так для чего оно? Искрометный Мародер-бард, исполняющий куплеты про нашу постыдную гибель, найдется сам по себе, а натаскать его до уровня «донатных» товарищей можно в нахоженные минуты, благо на сюжетной тропинке возможностей для этого масса.

Обзор Middle-earth: Shadow of Mordor с осадами

Ой, достоверно! Где-то в недрах Shadow of War все еще есть сюжет, но за прошедшее пора он особо не эволюционировал, так и оставшись подложкой для орочьей «Игры престолов». Никакущий рейнджер Талион и его сосед по телу, иллюзорный эльф Келебримбор, куют новое Кольцо Силы и продолжают собственный крестовый поход на Саурона. В общем-то, все.

Справедливости ради, повествование немножко оживили за счет нескольких параллельных арок, и все же от ощущения, словно вместо истории подсунули какой-то несообразительный трибьют звездам Мордора, избавиться до сих пор не получается. Да, герои повстречают Шелоб, посетят будущий Минас-Моргул, отвесят смачного пинка балрогу, скрестят мечи с самим Королем-чародеем и немало что еще – это все отличный фансервис, безусловно, однако в весомую сюжетную черту он не складывается.

Но недаром о сюжете мы говорим под занавес: Shadow of War, как и ожидалось, вяще про игровые механизмы, чем про внятный сценарий и качественную постановку. Лишь вот механизмы ее вновь подводят, оставляя гениальный концепт Nemesis без достойного геймплейного подкрепления.

Обзор Middle-earth: Shadow of Mordor с осадами

Игре необходимы были изменения, а не стандартные сиквельные улучшения. Там, где ее кренит в сторонку RPG, хочется настоящей «ролевки» вместо схематичных придатков – может, немножко даже Dragon’s Dogma сквозь европейскую призму. Там, где веднеет стратегия, душа рвется к тактическим ухищрениям и продуманным осадам. Там, где, в крышке концов, надо сражаться, просится боевая система, какая не осталась на задворках прошлого поколения.

«Немезида» же расцвела еще ослепительнее, поэтому ей мы снова искренне желаем найти пристанище получше, чем очередная октябрьская песочница.

А если вы ненароком проглядели оригинальную игру, смело накидывайте Shadow of War баллов 10 сверх той оценки, что ниже. Изведать ее впервые уж точно стоит.

Middle-earth: Shadow of War

Middle-earth: Shadow of War

Дата выхода:
10 октября 2017
Издатель:
Warner Bros. Interactive Entertainment
Разработчик:
Monolith Productions
Жанры:
RPG / Action
Перроны:
PC / PS4 / Xbox One
В рейтинге игр:
35 место
Оценка редакции:
66 %
Стоит резаться? (на основе оценок читателей)

Да

Как вам игра?
+2 +