5 августа


5 авг.

4
8979

Железнодорожная релаксация от художника Factorio

 Factorio от чешской студии Wube Software — игра разноплановая. Мечтание для любителей проектировать и даже программировать производственные и логистические цепочки, оптимизировать процесс добычи ресурсов и выстраивать самые эффективные стратегии развития своего завода. Тут очень важны поезда, как один из видов перевозки грузов на дальние расстояния, — когда колония разрастается так, что конвейерные ленты и трубопроводы становятся неудобны. А ещё железная дорога может использоваться в качестве транспорта и даже как оружие противостояния враждебной фауне, постоянно атакующей базу. Короче говоря, поезда в Factorio занимают далеко не заключительнее место.

Но при чём здесь  Sweet Transit? Всё просто: её автор, Эрнестас Норвайшас (Ernestas Norvaišas) — выходец из команды разработчиков Factorio. В Wube Software он не строчил код для поездов, как можно было подумать, а был одним из 3D-художников. Знакомые с Factorio должны помнить, что графика в ней получилась симпатичной, несмотря на индустриальный ударение проекта в целом. Теперь же дизайнер выпускает железнодорожный тайкун, который требует от игрока навыков логического мышления, что уж сообщать о разработчике. Какой же получилась Sweet Transit, появившаяся 28 июля в раннем доступе?

Самый милый тайкун

Начну беседа именно с графики, раз уж единственный её разработчик известен тем, что был художником Factorio. Название игры говорит само за себя и наиболее цело отражает то, что происходит на экране, — это действительно выглядит мило. Картинка очень уютная: поезда, железные пути и станции выглядят достоверно, но при этом заметно, что первоочередной задачей было то, чтобы они радовали глаз, а не досконально отвечали своим реальным аналогам.

Не стоит ждать от картинки высокой детализации: при максимальном приближении становятся заметны упрощения — так, у вагонов и паровозов не крутятся колёса, а анимация работников на полях и производственных зданий состоит из нескольких зацикленных движений. С иной стороны, в Sweet Transit очень здорово сделано освещение. Здесь есть смена времени суток (какую, кстати, можно отключить, если вам больше по душе вечный день), и ночью, когда загораются фонари и фары, следить за жизнью вашей транспортной империи особенно приятно.

Управлять поездами в темноте неудобно, но ночью игровой мир выглядит просто волшебно.

Управлять поездами в темноте неудобно, но ночью игровой мир выглядит попросту волшебно.

Не зря на сайте игры красуется подзаголовок Relaxing Train Game. Само по себе зрелище катящихся по своим делам поездов, подчиняющихся неприметным на первый взгляд правилам и маршрутам, действительно расслабляет (не зря так популярны игрушечные дороги и жанр транспортного тайкуна в видеоиграх), а тут подобный умиротворяющий процесс получился, пожалуй, наиболее удачным среди аналогов.

В Factorio было лучше

Приметны художественные навыки автора и в реализации интерфейса. Внешне он не выбивается из общего стиля, получился наглядным, однако не вечно понятным и удобным в использовании, особенно если вы новичок в подобных развлечениях. Например, процесс создания нового состава или модернизации уже имеющегося можно было бы сделать несложнее — многовато лишних действий. Немного напрягают и совсем, казалось бы, мелочи, вроде отсутствия кнопки подтверждения при переименовании маршрута или штампа поезда — к этому (и ещё нескольким неочевидным решениям) надо привыкнуть.

Если продолжать сравнение с Factorio, то Sweet Transit в плане удобства, разумеется, проигрывает — многие привычные хоткеи не работают или работают по-другому, а масштабные стройки и разметки по чертежам нуждаются в беспрерывном внимании и доработке. С чертежами вообще беда: можно копировать только железные дороги, станции и семафоры, да и то лишь из числа уже выстроенных на карте — сохранить чертёж в папку пока нельзя.

При максимальном отдалении карта принимает схематичный вид — так удобнее наблюдать за работой транспортной сети.

При максимальном отдалении карта принимает схематичный вид — так удобнее следить за работой транспортной сети.

Одна из самых распространённых проблем всех тайкунов — бедная статистика — прокралась и сюда. Чтобы свести дебет с кредитом в балансе добычи и производства, доводится ориентироваться на субъективные ощущения, а не на точные данные. Назвать Sweet Transit экономической стратегией не выйдет — во всяком случае, на этом этапе разработки.

Просто, но со вкусом

Если попытаться разобраться в этой самой экономической составляющей, то быстро соображаешь, что перед нами примитивная железнодорожная песочница, а вовсе не серьёзная бизнес-стратегия вроде  OpenTTD или не менее серьёзный симулятор производственного цикла, как  Workers & Resources: Soviet Republic. Продуть в Sweet Transit невозможно: отсутствие топлива лишь замедляет состав, нет столкновений и аварий, а застрявшие поезда одной кнопкой пускаются в депо. Запасы денег практически неисчерпаемы, жители не устроят бунт при нехватке еды: если закончились ресурсы, то надо попросту подождать восполнения их запасов — никаких необратимых последствий все эти бедствия не несут.

Различия в моделях вагонов и паровозов, конечно, есть, но лишь формальные. На практике разницы между ними почти никакой — следствие примитивной игровой экономики.

Различия в моделях вагонов и паровозов, разумеется, есть, но лишь формальные. На практике разницы между ними почти никакой — следствие примитивной игровой экономики.

В отличие от той же OpenTTD или  Transport Fever, поезда тут — единственный вид транспорта, а экономика вовсе не на первых ролях. ИИ-конкуренты отсутствуют, производственные цепочки коротки, перечень товаров и ресурсов крайне мал, а развитие поселений и производства — лишь способ обосновать всю эту милую возню с паровозиками.

Как видим, упрощений тут хватает, но именно за упрощения игру хочется ругать в меньшей степени. Подобная концепция — не следствие бета-версии или неискусных рук автора, а осознанный выбор разработчика.

В режиме строительства сразу видно, на какие отрезки делится дорога с поддержкой семафоров, — наглядно и удобно.

Не могу однозначно посоветовать Sweet Transit новичкам в жанре: всё-таки перед нами ещё «ранний доступ» со всеми его прелестями в облике багов и ошибок, а управление не всегда очевидно. Учиться оптимизировать трафик, строить развязки и правильно расставлять семафоры лучше в чём-то немало отполированном и проверенном временем, вроде  OpenTTD. Любителям реалистичного антуража игра тоже вряд ли подойдёт — в этом плане  Workers & Resources: Soviet Republic и серия  Transport Fever вне конкуренции.

А вот тем, кто, как и я, обожает паровозы, хочет иметь возможность без лишней головной боли построить уютную на вид железнодорожную сеть и наблюдать за её трудом, советую присмотреться к  Sweet Transit — с этим она справляется лучше всего.